пятница, 21 ноября 2014 г.

ГОРДОСТЬ КОРЕЙСКОГО НАРОДА

Способы презентации наследия и их роль 
в воспитании будущего поколения
(Из опыта Республики Корея[1])


Этого молодого человека зовут Хан Сангук. Я имела счастье с ним познакомиться. Очень добрый, отзывчивый и ответственный. В течение трех недель он искал для моего доклада фотографии. Мог ограничиться несколькими, но он присылал по каждому тематическому слайду коллекцию фотографий. Поэтому я всегда могла выбрать именно то, что наилучшим образом передавало рассмотренное мною в тексте. Сангук невероятно помог мне в подготовке фотоматериалов к докладу.





Увидев, что я столкнулась с проблемой, Катюша Перлина мгновенно откликнулась. Она нашла в дораме "Хван Чжин И" именно те кадры, которые наилучшим образом передают суть "Танца журавля" и сделала для моего доклада скриншоты.


Мое сердце полно благодарности


При первом знакомстве с молодыми корейцами действительно может сложиться впечатление, что они не очень часто посещают музеи. Но, продолжительное общение с ними, как в Беларуси, так и у них на родине, в Южной Корее, дает серьезные основания для того, чтобы в этом сомневаться. Ибо, на самом деле, они слушают корейскую музыку, они смотрят корейские фильмы и знают имена корейских актеров, они посещают музейные выставки, они носят одежду корейских брендов, они покупают гаджеты корейских производителей. Когда начинаешь это осознавать, сразу появляется много вопросов, касающихся их опыта. Взойти на вершину инноваций во всех сферах жизнедеятельности корейского общества и, в тоже время, не просто сохранить, но укрепить в сознании, в первую очередь молодого поколения, почтительное отношение к предкам, их традициям, к наследию своей страны. Как этого корейцы достигли? Какие способы презентации прошлого они изобрели, чтобы быть настолько действенными? И, чем реже я видела детей в экспозиционных залах белорусских музеев, тем актуальнее для меня становился поиск ответов на эти и другие вопросы. Особенно, если принять во внимание тот факт, что культурному наследию Республики Корея, так же, как и Беларуси, был нанесен невосполнимый урон в ХХ веке. Страна, расположенная в центре Северо-Восточной Азии, пережила 35 летнюю оккупацию Японией, прошла через трехлетнюю войну с Северной Кореей. В результате был разрушен весь полуостров, а Корея в 1950-е годы вошла в число беднейших стран. 


Сегодня экономика Республики Корея находится на 12 месте в мире. Корейский образ жизни изменился до неузнаваемости, но традиции народа в нем по-прежнему занимают почетное место. Несколько примеров, касающихся трех основных составляющих повседневной жизни – жилище, одежда и питание. Начиная с 1970-х годов многоэтажные жилые здания выросли по всей стране, но ондоль – корейская традиционная система обогрева жилища, расположенная под полом, была в них сохранена. Национальный костюм, известный как ханбок, и сегодня играет большую роль в жизни каждой корейской семьи. Его надевают в праздничные дни, такие как Соллаль (празднование Нового года по лунному календарю) и Чхусок (праздник урожая) ведущие телевизионных новостных программ, продавцы, обычные корейцы, а также по случаю семейных торжеств, например, празднования дня свадьбы, первого дня рождения малыша, шестидесятилетнего юбилея родителей.




Что же касается традиционной корейской трапезы, то даже мне, человеку, всего дважды побывавшему в Южной Корее, довелось не однажды сидеть за столом, уставленным традиционными корейскими блюдами. Их готовят дома, а также в ресторанах и на улице, производят компании, продают магазины. Они не просто везде и всегда на виду, они накрепко впаяны в жизнь современных корейцев. Более того, они – предмет гордости народа. Стоит только упомянуть изданное на 10-ти языках мира меню, включающее 154 блюда корейской кухни с описанием. 


Без сомнения, дети, которые растут в атмосфере, наполненной трепетным отношением к традициям народа, легко вбирают их в себя и в будущем не пренебрегают ими, не стыдятся их, а так же, как и их родители, продолжают им следовать. Некоторые из них, как, например, Ли Ен Хи и Ли Сан Бон, творчески переосмыслив национальный корейский костюм, разработали коллекции модной одежды из моси (крапива рами) на основании ханбока.








Коллекция одежды Ли Юн Хи 


Ли Юн Хи стала первым корейским дизайнером, представившим свою коллекцию на прет-а-порте в Париже и первой кореянкой, которая открыла музей корейской культуры в Нью-Йорке.





Коллекция одежды Ли Сан Бона


А дизайнер Ли Сан Бон использовал корейский алфавит хангыль в качестве декоративного мотива для своей коллекции одежды.


Корейское кино можно с полным правом поставить в этот ряд, так как именно через него мир узнал о Республике Корея от самих корейцев. Но, поскольку кино является массовым искусством, доступным всем, то самый большой бонус получили жители страны, так как создатели корейского кино актуализировали не только традиции народа, события корейской истории, судьбы известных корейцев, но и исторические памятники.





Парк скульптур «Каменные лица»


В этой связи вспомним эпизод из 9 серии «Прости, я люблю тебя», в котором главный герой начищает каменную скульптуру в парке скульптур «Каменные лица», а затем рассказывает девушке о судьбах нескольких великих людей планеты. Этот парк расположен в 95 километрах от Сеула. В нем представлено около 1000 скульптур известных людей (политиков, изобретателей, художников, спортсменов) из 185 стран мира, около 700 скульптур животных, а также копии известных в Корее каменных построек, являющихся культурным достоянием страны (пагоды Таботхап, Соккатхап и др.), выполненные из мрамора.


Конфуцианская школа Тосан Совон


А это конфуцианская школа Тосан Совон. Здесь были сняты несколько сцен из фильма, рассказывающего об известных корейских художниках периода правления династии Чосон (название Кореи с 1392 до 1897 года. В этот период страной правила династия Ли. Официальное название – Государство Великий Чосон). Школа была построена в 1574 году императором Сончжоном в честь великого конфуцианского ученого Ли Хвана. Здания школы просты и лишены каких-либо декораций, в целом вся композиция очень хорошо гармонирует с окружающей природой.





Государственный музей Кореи


Государственный музей Кореи стал главным местом для съёмок телесериала «Каждую ночь», посвященного теме корейской истории и культуры. Стоит отметить, что впервые власти разрешили вести съёмки на территории главного музея страны (в этом здании с 2005 г.). 



Дворец Кёнхигун


Дворец Кёнхигун служил императору около 270 лет, здесь происходили коронации и торжественные церемонии, а также именно здесь император принимал различных послов и дипломатов из других стран.



Сонгечжан


Полностью состоит из традиционных корейских домов. На данный момент здесь хранится большое количество записей, книг и картин, относящихся к эпохе династии Чосон.



Крепость Кочхан ыпсон


Крепость Кочхан ыпсон, Дворец Кёнхигун, Сонгечжан стали съемочными площадками для исторического сериала «Хва Чжин И». Он посвящен судьбе Хван Чжин И, которая из воспитанницы монастыря превратилась в одну из самых выдающихся женщин XVI века, прославившуюся не только красотой, талантом, сильным характером, но и острым умом.


Ха Чжи Вон в роли Хва Чжин И с комунго (щипковый инструмент)
Обращаясь к ней в одном из эпизодов, министр культуры Кореи говорит слова, которые всегда будут актуальны: «Музыка – предмет гордости нашей страны. Но сейчас, когда мы находимся под юрисдикцией Китайской империи, национальная музыка – в опасности. Поэтому мы не можем сидеть, сложа руки. Музыка Кореи – это голос матери нации, которая заботится о своих людях. Если я предам ее, мы навсегда потеряем мелодию сердца нашей матери». 

История, которая была снята в 2006 г., обращает нас к событиям далекого XVI столетия и оттуда, из прошлого, зритель слышит призыв к сохранению музыкального наследия Кореи.




Партитура танца журавля

Как дело чести человека искусства показано стремление, во что бы то ни стало, закончить партитуру Хакчхум (Танца журавля), созданного во времена династии Корё (918-1392). Хва Чжин И приложила много сил к возрождению самой сути этого танца. Вот как она говорит о нем:

«Журавль не всегда грациозен. Тревога. Он обеспокоен тем, 
не нашел ли орел его птенцов. 
Приземляется на землю, словно на пламя. 
Страх и тревога охватывают его. Он летает быстро. 
Он машет крыльями и страдает. Но его глаза остаются спокойными.
 Почему? 
Рождение его птенцов – вот что приносит ему радость.
 И нас что-то отличает от него? 
Поэтому вы не должны танцевать только телом. 
Нельзя только лишь улыбаться, словно красивый цветок. 
Выражение вашего лица должно передавать настроение движений. 
Для создания настоящего танца они должны сочетаться».







Исполнение танца журавля

И дальше: «Цель искусства не состоит в запоминании движений и демонстрации гордости. Не выбирайте музыку, которую чувствуете пальцами. Пойте сердцем, а не горлом! Танец – поэзия движений. Сердце должно жить в каждом движении». Без сомнения, такой способ презентации нематериального наследия Кореи имел большую силу для всех корейцев, так как важная мысль была произнесена не на митинге, не на собрании, то есть не в официальной обстановке, а из уст женщины, которая дала почувствовать эту ценность через собственное отношение к культуре страны, в которой она родилась и выросла и, к танцу журавля, как части этого наследия. 

В этой связи нельзя обойти вниманием тот факт, что в Республике Корея танцу журавля присвоен статус сокровища духовной культуры, а профессиональные исполнители этого танца удостоены титула «человек – сокровище культуры», самого высокого звания, которое присуждается мастерам традиционных искусств и ремесел. 




Парк Пхёнсари в провинции Кёнсан-до 

Парк Пхёнсари – это старинная пристань Кечхи, через которую раньше жители деревни переправлялись по дороге за продовольствием в Хадон. Песчаный берег реки начинается красивым парком Пхёнсари и тянется на 31 км через несколько деревень и храмов, которые фигурируют в знаменитом корейском романе-эпопее «Земля» («Тхочжи»). Именно здесь было снято несколько эпизодов из сериала «Сестра Золушки».



Деревня Тарэни в Качхоне


Это место, известное рисовыми плантациями Тарэни [2], хорошо передает простую атмосферу рыбацкого поселка. Вид рисовой плантации, простирающейся вдоль обрыва на побережье, настолько необычен, что это место было признано как одно из самых живописных в Республике Корея. Его увидели зрители в 1-ой серии телесериала «Сестра Золушки». Но оно еще известно и тем, что в июне, в деревне Тарэни в Качхоне, проходит Фестиваль рисовых плантаций Тарэни, где можно принять участие в посадке риса.

И это всего лишь несколько примеров того, как посредством кино пропагандируют корейцы исторические места. Но параллельно активно развивается и другой процесс в Республике Корея. Суть его в том, что декорации после съемок фильма не уничтожаются, а превращаются в туристические объекты. Эта традиция создания копий с оригиналов берет начало в Риме. Здесь уместно будет в качестве примера вспомнить «виллу» римского императора Адриана (117 – 138), которую он построил для себя в предместьях Рима. По его приказу были возведены: по образцу Афин – Академия, Пританейон (дом, где хранились государственная печать и ключ от казны), пестрый Портик; город Каноп в Египте был представлен длинным каналом с храмом Сераписа. Комплекс из соединенных между собой и стоящих отдельно зданий воспроизводил то, чем Адриан восхищался во время своих путешествий. Воплощенный проект Адриана помог римлянам увидеть воочию далекие места. Безусловно, эти реконструкции во многом уступали подлинным памятникам, но хотя бы так давали его современникам представление о творениях предков и таким образом входили в повседневное сознание населения Империи. Не зря ведь говорят: лучше один раз увидеть и потрогать, чем услышать. Объем воспринимается человеком по-другому. Ведь, чтобы ярче и полнее представить себе величие и сложность изобретений предков прошлых столетий, мы пытаемся вначале их увидеть хотя бы мысленным взором. А когда есть возможность посетить такие места, то наши впечатления обогащаются многократно и в будущем находят проявление на уровне поведенческих реакций по отношению к памятникам. Поэтому опыт корейцев достоин быть представленным вашему вниманию.







Деревня Когурё Тэчжанган в Кури

Деревня Когурё Тэчжанган в городе Кури, Ачхондон, представляет собой реконструкцию деревушки древнего государства Когурё (37 г. до н.э. - 668 г. н.э.). Здесь воспроизведена уникальная архитектура этого исторического периода из природных материалов: камня и дерева. После завершения съемок сериала деревня была открыта для свободного посещения всеми желающими.






Место съемок сериала «Хэсин» - остров Вандо

Другой исторический сериал «Хэсин» снимался в специально отстроенных декорациях на острове Вандо. Здесь воспроизведены крестьянские дома, таверны, порт и другие постройки Китая эпохи династии Тан (618-907). Они были оставлены для посещения всеми желающими.




Декорации сериала «Жемчужины дворца» в Янджу
 были превращены в тематический парк






Парк Самханчжи в городе Начжу

Все сцены в императорском дворце Пуёгун и сцены из жизни государства Пуё (500-200 лет до н.э.) были сняты здесь, в парке Самханчжи, расположенном в городе Начжу. Он был специально построен для съемок данного сериала и обошелся продюсерам в 20 миллиардов вон. Здесь можно увидеть старинные дома, дворцы и прочие постройки. После завершения съемок «Чумона» возведенные декорации были использованы для съемок других исторических сериалов.





Крупнейшая кино-декорация 

Здесь было снято несколько десятков фильмов и сериалов. Сейчас это место является тематическим парком, где можно побродить по улицам Кореи разных периодов с 1920 по 1980 гг. Некоторые витрины магазинов и лавок с товаром. В некоторых зданиях – выставки. Особенно интересны традиционные дома, с маленькими комнатками, с кухней на дровах и земляным полом, те, которые реконструируют для музеев.




Кино-декорации в Намъянджу

Желтую демаркационную пограничную линию между севером и югом, кажется, давно не красили. Всего пять шагов вперед — и все, вы в Северной Корее. Но здесь никто в вас не выстрелит и не задержит, хотя все вроде на месте: вот серая бетонная погранзастава бойцов чучхе, а за спиной казармы южнокорейской армии. Дело в том, что это не совсем 38-я параллель. Это ее точная копия на киностудии Seoul Universal Studio в Намъянджу — одной из крупнейших в стране. Здесь специализируются на историческом кино. Кроме демаркационной пограничной линии здесь есть бедная корейская деревня, дворец зажиточного феодала и сколько хочешь гористой местности. 

Из года в год количество и качество кинолент, в которых в большей или меньшей степени была бы затронута тема истории Кореи, ее культура, росло стремительно. Рекордным для южнокорейского кинопроката стал 2012 год: за год было продано 195 миллионов билетов. Доля местных фильмов — 57%; из 10 фильмов, возглавивших корейский бокс-офис, по итогам года только три голливудские, а первые две строчки заняли корейские ленты, одна из которых историческая драма «Маскарад». [3]

Первым же в истории корейской киноиндустрии, собравшим 6 миллионов зрителей стал, вышедший в прокат в 1999 г., фильм "Шири" (Shiri) о северокорейском шпионе, готовившем переворот в Сеуле. Фильмы "Силмидо" (Silmido) 2003 г.) и "38 параллель" (Taegukgi: The Brotherhood of war) 2004) посетили уже более чем 11 миллионов человек, а это - четверть корейского населения. "Шири" для корейской публики стал главным фильмом десятилетия, так как в нем были воспоминания о корейской войне, боль разделенной внешними силами страны, навязанное восприятие части нации как врага. Именно об этом фильме писали, что его должен посмотреть каждый кореец.

Фильм «38 параллель»[4] представляет собой эпическую сагу о братской преданности, пронесенной через десятилетия. На фоне трагических событий корейской войны 1950-53 годов – самой кровопролитной после окончания Второй мировой, показана судьба одной семьи. Мирное благополучие, счастливые ожидания, мечты и надежды рушатся в один миг, когда страну охватывает хаос и ужас войны. Под грохот танков, свист пуль и разрывы бомб главный герой фильма Джин–тае пытается спасти своих близких. Трагический и в то же время вдохновляющий фильм «38 параллель» обращается к общечеловеческим ценностям, которые приобретают особое значение в зоне военных действий. 

Масштабный исторический фильм насыщен впечатляющими батальными сценами. Во время съемок фильма пиротехники использовали более двух тонн пороха и других взрывчатых веществ. Специально для «38 параллели» были сшиты 19 тысяч комплектов военного обмундирования, выстроена двухкилометровая оборонительная линия у реки Накдонг, созданы декорации, в точности воссоздающие пространство центральной части Пхеньяна, а также привлечены настоящие танки, бронемашины и ретро-поезда. 

Рост зрительского интереса к кинопроектам собственной страны говорит о многом. Во-первых, география съемок помогла корейцам увидеть, насколько красива их земля. Во-вторых, историческая точность декораций, достоверно переданные исторические события, реалистично показанная повседневная жизнь корейцев разных периодов истории помогла им не просто глубже узнать историю своей страны, а эмоционально ее прочувствовать, обратиться к памятным воспоминаниям своей семьи и, тем самым, укрепить уважительное отношение к наследию Кореи. В-третьих, обращение к судьбам исторических и творческих личностей позволило корейцам не только увидеть, сколько талантливых и сильных духом людей выросло на их земле, но и найти среди них образец для подражания. В-четвертых, присутствие в каждой киноистории представителей разных поколений, как правило, с трудом понимающих друг друга вначале и нашедших счастье в общении друг с другом в конце, явилось для многих корейцев примером того, как можно выстроить отношения между поколениями в собственной семье. В-пятых, показ той или иной традиции как ценности народа. Здесь я имею в виду скрупулезное соблюдение самого ритуала, включая внутреннее отношение героя к этой традиции, что явилось не столько напоминанием о существовании такой традиции, сколько приглашением приобщиться к ней. В-шестых, присутствие практически в каждом фильме мест, в которых хранится и экспонируется наследие страны, причем зачастую для одного из героев неизвестных ранее, побудило многих корейцев впервые посетить эти места, потому что там был любимый герой из фильма, а в будущем интересоваться выставками в музеях и культурных центрах. В-седьмых, содержание диалогов, их связь с историей и традициями страны, выразительность и образность формируют мировоззрение корейцев, акцентируя самое значимое. И еще. О чем бы ни шла в фильме речь, будь то способы заготовки кимчхи на зиму, приготовления традиционных корейских блюд или макколи – рисового вина, выращивание винограда, все преподносится зрителю как искусство, тем самым эстетизируя жизнь обычных корейцев и развивая их вкус. 

Но этим далеко не ограничивается список мест, где можно почувствовать дух предков. В Южной Корее насчитывается на сегодняшний день около 500 музеев[5], из которых Национальных музеев – 41, общественных – 186, частных – 273, детских музеев – около 80. Каждый из них предлагает как классический способ презентации музейного собрания –экспозицию, так и большой репертуар возрожденных и постоянно демонстрируемых корейцам представлений, традиций, церемоний. 

Очевидно, что создатели музейных экспозиций в Республике Корея учитывают то, насколько изменился современный музейный зритель и его восприятие артефактов истории и культуры. Что именно стоит за этим?

Введение в экспозиционное пространство гаджетов. Для молодых людей, которые и минуты не могут прожить без гаджета – это знак, что музей – это не сундук с драгоценностями, покрытыми пылью времени и поэтому малоинтересными молодому поколению, а место, в котором знают о их предпочтениях. Это становится ясным еще на подступах к Государственному музею Кореи.


Ты сосредоточиваешься, чтобы понять, в какую сторону направиться и осознаешь, что тебя на самом деле притягивает как магнитом экран, на котором, сменяя друг друга, движутся афиши музейных проектов. Ты уже готов идти дальше, но не можешь, потому что на этом же экране неожиданно видишь себя.



Вверху - картины, сменяющие друг друга, внизу - пояснение.


Ты переступаешь порог Государственного музея Кореи и буквально сразу на твоем пути «вырастает» информационный сенсорный экран: легкое движение по нему рукой и ты уже владеешь полной информацией об экспозициях постоянных и временных и их месторасположении. Ты устремляешься дальше и, куда бы ты ни повернул, на твоем пути будут экраны, которые разными способами приглашают тебя остановиться перед тем или иным артефактом.


А если в выходной день ты оказался в Национальном фольклорном музее Кореи, то ты просто не пройдешь мимо группы людей, которые стоят перед большим экраном и с упоением повторяют хунмин чонъым (правильные звуки для обучения народа корейскому алфавиту хангыль, созданному 4-м правителем династии Чосон королем Сечжоном (годы правления 1418-1450). Кажется, простое действие, но оно тебе позволило прикоснуться к шедевру документального мирового наследия.


Конечно, ты увлечен и у тебя совсем нет времени заметить, что тебя увлекает именно то, что на музейных гаджетах ты видишь нечто отличное от того, что обычно смотришь на своих, например, старинную технологию изготовления глиняных сосудов. Так у тебя рождается интерес к подлинному артефакту, который трудно было выделить среди прочего в первые минуты. 



Твои впечатления растут, как снежный ком. Радостный, ты пытаешься сориентироваться, случайно опускаешь глаза и не можешь поверить тому, что видишь: стрелки на полу, подсказывающие таким, как ты, то есть впервые пришедшим в музей, направление осмотра коллекций. Ты поражен выдумке создателей экспозиции и пытаешься следовать указанному ими направлению и гаджетам одновременно, совсем не замечая того, что уже легко фокусируешься на экспонируемых ценностях и, даже иногда застываешь непроизвольно перед ними, пораженный чем-то, что не пытаешься облечь в слова.

Желтые рельефно-точечные «тропинки» - возле вагона метро

Желтые рельефно-точечные «тропинки» - в подземном переходе, 
ведущем в метро и из метро
Желтые рельефно-точечные «тропинки» - у входа в туалет, 
размещенный в одном из парков Сеула

Эти желтые рельефно-точечные «тропинки» ведут к
 Государственному музею Кореи
Желтые рельефно-точечные «тропинки» - на площадке 
перед входом в музей

Желтые рельефно-точечные «тропинки» помогают найти дорогу в 
Детский музей Государственного музея Кореи.

Наконец, желтые рельефно-точечные «тропинки» - в зоне входа и
выхода из музея. И так повсюду
А теперь представим, что только что ты вышел из городского автобуса и тебе открылся вид на Государственный музей Кореи. Ты стоишь, очарованный величием здания, в котором с 2005 года экспонируется исторические артефакты Кореи. Но вскоре ты потрясен еще более, потому что обнаружил на земле желтые рельефно-точечные «тропинки», помогающие даже людям с ограниченными возможностями безошибочно найти дорогу к наследию. Ты хочешь узнать прямо сейчас, каково это быть незрячим. Поэтому ты по «тропинке» безошибочно достигаешь музейной входной двери, берешься за ручку и ощущаешь ладонью тактильный шрифт Брайля. Уже в музее такая же «тропинка» приводит тебя к лифту, ты ощущаешь кончиками пальцев на кнопке лифта рельефные буквы, заходишь в лифт и здесь легко благодаря таким же буквам на кнопках, ты выбираешь нужный тебе этаж. В это же мгновение «голос лифта» называет номер этажа, выбранный тобой. Наконец, ты в экспозиционном зале и «тропинка» приводит тебя к тумбе, возле которой много детей. Им тоже интересно потрогать артефакт.



Наконец, подошла твоя очередь. Ты трогаешь, представляешь его во всех подробностях, затем надеваешь наушники и слушаешь его историю. Такого рода мест в экспозиции ты замечаешь много, и это говорит тебе о совершенно особом способе презентации наследия, доступном абсолютно всем желающим.

Раннее субботнее утро в Кенбоккун[6], одном из 
пяти дворцов Сеула





Сейчас ты воочию увидишь церемонию смены почетного караула у королевского дворца в исполнении специально обученных актерскому мастерству корейцев, для которых участие в церемониях является работой. Декорации и костюмы, сам королевский ритуал возвращают тебя и других зрителей в эпоху Чосон.






Ты бродишь между постройками и повсюду видишь очаровательных детишек в ханбоках. Ты наблюдаешь за ними и понимаешь, что быть одетым в традиционный костюм, для них – привычно. Впервые это происходит в день празднования первого года жизни малыша. На праздник собирается весь род (до 130 человек) и через это эмоциональное состояние закладывается в его поле отношение к собственной традиции. Как у Аксакова: “Прадед лежал уже на смертном одре и ждал, пока к нему принесут только что рожденного правнука и он его впишет в книгу рода и спокойно умрет: род жив, у него есть продолжение”.







Твоя мечта сбылась, и ты вместе с десятками корейских семей в выходной день приезжаешь в Корейскую деревню недалеко от Сеула. Это не что иное, как детальная реконструкция средневекового поселения с соблюдением всех тонкостей сословной иерархии ее жителей, которая занимает площадь 726 000 кв. м. Это музей под открытым небом, «созданный для того, чтобы передать мудрость и дух предков». Со всех сторон, кроме западной, деревня окружена горной цепью, а через ее центр протекает река. Все так, как было когда-то и у тебя невольно возникает ощущение, что ты оказался в средневековом поселении. Ты заглядываешь в домики, чтобы лучше узнать повседневную жизнь корейцев. В южной части деревни, в доме традиционной корейской свадьбы, тебе рассказывают, что дважды в год, весной и осенью, в этом доме инсценируется корейская свадьба.




Затем ты гуляешь по семейному парку и, наконец, 
оказываешься на традиционном рынке.









Дух захватывает от увиденного. Ремесленники – сотрудники музея. В традиционной повседневной одежде корейских крестьян они плетут корзины из ивы и ведра из бамбука, шьют одежду, лепят горшки из глины, изготавливают утварь из меди, сабо из дерева, сандалии из соломы. А здесь ты пробуешь только что приготовленные традиционные блюда корейских крестьян. Выбор велик, впору растеряться: суп-паста из соевых бобов, вареный рис с овощами, суп из голов змей, холодная гречневая лапша в мясном бульоне, морепродукты, корейские блинчики, рисовое вино, чай из женьшеня. Как следует укрепив свое тело, ты можешь присоединиться к другим зрителям, которые наблюдают за канатоходцем. Он ведь не просто мастерски идет по канату, он ведет беседу. В другие дни здесь будут представлены другие шедевры корейского нематериального наследия.






Действительно, традиции невозможно выучить или запомнить, их можно передать потомкам только так, из уст в уста, от сердца к сердцу. Таково предназначение и фестивалей традиционной культуры, на которых происходит погружение участников в процесс, например, посадки риса, заготовки кимчхи и других.






Согласно статистическим данным, 70% посетителей музеев – туристы и только 30% - корейцы. Я не могу это ни подтвердить, ни оспорить, пока, во всяком случае. Единственное, в чем я убеждена, так это в том, что для корейцев музей – место, где прошлое, настоящее и будущее существуют вместе. Музей документирует следы прошлого Кореи, разделяет их с сегодняшними поколениями и передает их будущим поколениям. Это место, где все поколения, от бабушек и дедушек до внуков могут общаться через историю и стать одним целым.

И в заключении хочу отметить, что намеренно сформировала достаточно обширный визуальный ряд, чтобы вдумчивый читатель данного раздела мог найти для себя гораздо больше полезного для раздумий и воплощения в белорусских реалиях именно через анализ зрительного материала.


[1] Республика Корея (Южная Корея) находится в центре Северо-Восточной Азии. Площадь Южной Кореи 100 тыс. 210 кв.км. Население – 48,87 млн. человек на 2010 г. Южная Корея смотрит на Японию через Восточное море и на Китай через желтое море. К северу через Демилитаризованную зону находится Северная Корея. 

[2] «Тарэни» - это диалектный вариант слова «Тарани», означающего узкие и длинные «участки рисовой плантации, выстроенные в виде лестницы на крутом склоне оврага».

[3] Это уникальная ситуация: даже в Китае при всей цензуре и полугосударственном прокате доля местных фильмов в итоговом бокс-офисе составила всего 47%. Во Франции — 40%, в Германии — 13,7%, в России — 15,1%.

[4] «38 параллель». Режиссер: Кан Чжэ Кью ("Шири"). В ролях: Дон Ганн Джанг, Бин Вон, Ен-Джу Ли. Бюджет: $ 13 млн. долларов. В Южной Корее бокс-офис фильма в четыре раза превысил доход от показа второй по популярности в 2004 году картины - «Троя». В первый уикенд в США фильм собрал 363.439 долларов 29-ю копиями.

ТХЭГЫККИ (Taegukgi) – официальное название государственного флага Республики Корея 

Справка: 15 августа 1945 года с капитуляцией Японии Корея освободилась от незаконной оккупации японскими войсками. Однако, СССР и США для военных целей разделили корейский полуостров на северную и южную части и взяли политическое опекунство. В августе и октябре 1948 года соответственно на юге, а затем и на севере были сформированы самостоятельные правительства, а 25 июня 1950 года с вторжением северокорейских войск на юг началась Корейская война, прекратившаяся 27 июля 1953 года заключением соглашения о перемирии. Эта война длилась в общей сложности 3 года и 1 месяц.

[5] Только 31 учреждение финансируется и находится в ведении центрального правительства.

[6] Дворцовый комплекс Кен Бок Кун был построен в 1395 году. Дважды был сожжен. Это вторая его реконструкция. Дворцовый ансамбль включает в себя дворец, парк, живописно расположенные павильоны и беседки, пруды с лотосами, каменные мосты. 


О музеях Сеула я написала здесь http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2013/10/blog-post_26.html

О выставках Сеульского центра искусств вы сможете узнать здесь - http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2015/08/2014.html

О Детском музее в Национальном этнографическом музее Кореи вы найдете здесь - http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2016/07/the-childrens-museum-of-national-folk.html

О Детском музее в Государственном музее Кореи вы найдете здесь - http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2016_05_01_archive.html



О выставке "ЖИЗНЬ КОРЕИ в МИНСКЕ" вы узнаете здесь - http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2015/12/blog-post_6.html


О моих авторских интерактивных проектах вы можете узнать здесь -


Комментариев нет:

Отправить комментарий